Коботы – зачем предприятиям понадобился новый вид роботов?

Коботы – зачем предприятиям понадобился новый вид роботов?

Прошло уже более полувека с тех пор как в цехах промышленных предприятий появились первые роботы. Сегодня без них не обходится ни одна крупная компания мирового автопрома. По сравнению с заменяемыми ими рабочими, роботы обладают рядом преимуществ, среди которых самые важные для бизнеса - повышение производительности, снижение брака и возможность круглосуточной работы без усталости, болезней и выходных.


К недостаткам роботов относятся необходимость создания для них рабочих зон с заграждениями, ограничивающими вход в эти зоны людей (для их безопасности), и привлечения для программирования роботов специалистов высокой квалификации. И когда в развитых странах мира «контингент» промышленных роботов во всех областях производства практически 100%-но заполнил все выделенные ему технологические ниши, начались поиски таких модификаций роботов, которые могли бы работать в паре с рабочим (без опасения за его безопасность), а их программирование было бы доступно инженеру-технологу или даже рабочему-напарнику.

В ходе одного из исследовательских проектов, направленных на решение этих задач, которые проводились в 90-е годы под эгидой Фонда General Motors, были разработаны прототипы роботов «новой расы», названных «коботами» (слово, образованное сочетанием слогов из слов - КОллективный или КОоперативный, роБОТ). Помимо электроники и механики, обеспечивающих выполнение заданных человеком задач, коботы оборудованы системами, которые не позволяют механизмам выполнять резкие или захватывающие движения при прикосновении к ним человека (эти прикосновения отслеживается специальными датчиками) или при столкновении с какой-либо преградой. К тому же коботы легко программируются (и перепрограммируются) с помощью интуитивно понятного графического человеко-машинного интерфейса, а некоторые модели коботов способны к самообучению, повторяя движения, которые выполнял рабочий с их манипуляторами.



Эти «гуманитарные» свойства коботов открыли им доступ к новым рабочим специальностям, недоступным традиционным роботам. Например, коботы могут работать на сборке автомобилей рядом с людьми, при этом рабочий и кобот выполняют каждый свою определенную операцию.

Роботы-сотрудники наиболее популярны в американских компаниях различных направлений деятельности и, соответственно, на них ориентируются компании-производители коботов - Cobotics, US Robotics и Rethink Robotics (США), Yaskawa Electric и Fanuc (Япония), KUKA Roboter (Германия), Universal Robots (Дания). По данным аналитической компании Transparency Market Research (США) мировой рынок коботов при среднегодовом темпе роста около 30% в течение пяти лет достигнет $95 млрд.

См. также:

Комментарии

Популярные сообщения