Кто такие «коботы» и почему они выгоднее промышленных роботов?

Кто такие «коботы» и почему они выгоднее промышленных роботов?

Промышленные роботы за последнюю четверть века стали практически основной рабочей силой на заводах по производству автомобилей США, Германии, Японии, Южной Кореи. Однако к 100%-ной роботизации на автозаводах не стоит стремиться, поскольку она может принести больше вреда, чем пользы (об этом недавно засвидетельствовал негативный опыт новичка в автопроме Илона Маска, «погоревшего» именно на тотальной автоматизации выпуска электромобиля Tesla).


У компаний-автопроизводителей с многолетним опытом непременно есть сборочные рабочие места, на которых трудятся люди. Но этим специалистам для повышения производительности все-таки нужна помощь при перемещениях деталей даже небольшого веса, чтобы люди поменьше уставали и, соответственно, не теряли темпа работы и не допускали в конце смены ошибок. Такие помощники специалистов-автосборщиков впервые появились на мировом рынке около десяти лет назад в результате разработок молодой датской компании Universal Robots, выполненных по заказам и в сотрудничестве с Volkswagen и другими германскими автопроизводителями.



Новая разновидность робота, работающего не самостоятельно, а в паре с человеком, получила название «кобот» (транскрипция с английского имени «cobot» – collaborative robot). Первые 3-4 года к коботам «приглядывались» и потенциальные их изготовители, и возможные потребители, не всегда понимая выгоды, которые могут быть принесены ими при выполнении различных производственных операций. Но в последнее пятилетие до этого понимания «доросли» технологи многих предприятий различных отраслей производства и процесс внедрения коботов пошел по нарастающей. Сегодня в мире работают десятки тысяч коботов только выпускаемых Universal Robots, а в конкуренцию с компанией-первооткрывателем нового направления в роботостроении уже вошли японские гранды Fanuc и Yaskawa Electric и десятки других компаний-производителей роботов из многих стран мира.

Секреты растущей популярности коботов в их безопасности для работающих с ними «в паре» людей, простоты общения с ними и способности снижать физические нагрузки с человека-напарника. К тому же они значительно дешевле своих автономно работающих собратьев. А их зависимость от совместной работы с человеком не делает их конкурентами людям, то есть коботы не могут заменить рабочих (это еще одна из их очевидных выгод), а значит, не могут быть причиной роста безработицы. И рабочие могут спокойно воспринимать приход к ним на рабочее место механического напарника, подручного, сотрудника, коллеги.

См. также:

Комментарии

Популярные сообщения