На каких предприятиях России больше всего используют роботов?
После почти полувекового освоения мировой промышленностью автоматизации производства в отдельных установках, а затем и в технологических линиях, участках и цехах, лет 20 назад началось «параллельное» движение внедрения индустриальных роботов. Изначально автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП) создавались как вспомогательные средства производства, работающие под наблюдением инженерно-технических специалистов и операторов станков с числовым программным управлением (ЧПУ), от которых эти системы и станки получали задания на выполнение различных операций. Появление промышленных роботов привело к устранению человека даже от наблюдения за функциями, выполняемыми роботами, которые способны на автономную работу, но, опять же, по вложенным в них технологами компьютерным программам.
Процесс роботизации идет медленно, но он уже заметно сказывается на выпускаемой продукции во многих странах, в первую очередь на повышении ее качества. Мировая статистика свидетельствует: в Китае и Индонезии «замещение» рабочей силы роботами составляет примерно 0,04%, в Португалии – 0,045%, в ФРГ и Японии – чуть больше 0,3%, в Сингапуре – 0,4%, в Южной Корее – почти 0,55% (в автомобилестроительной промышленности этой страны роботы уже заменили почти 22% рабочих). А в целом на сегодняшний день процентное проникновение «роботной» силы в заводскую среду рабочих людей в среднем по миру достигло около 0,07%.
Россия же с результатом 0,001% отстает от среднемирового показателя роботизации промышленности в 70 раз. Однако у нас уже есть предприятие с уровнем роботизации всего в два раза ниже, чем в автомобилестроительной отрасли Южной Кореи – это завод компании Hyundai Motor в Санкт-Петербурге «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», на котором доля «роботной» силы в численности рабочего персонала – 10,5%. Вторую позицию рейтинга лидеров российской промышленной роботизации с показателем 10% занимает также питерское предприятие – «НПО «СтарЛайн», выпускающее электронные системы безопасности для автомобилей собственной разработки. При этом использование роботов рассматривается не как средство уменьшение численности персонала (хотя и это фактор имеет значение при высокой стоимости рабочей силы в Санкт-Петербурге), а главным образом как эффективный инструмент повышения качества продукции и снижения брака.
Высокая степень роботизации достигнута на фармацевтическом заводе «НТФФ «ПОЛИСАН», на котором роботы запаивают ампулы с лекарствами, укладывают их в пачки, а пачки – в коробки.
И, конечно же, было бы странно, если бы роботизация не пришла в склады компаний Питера. Например, в логистическом центре «Катрен», благодаря внедрению робототехнических комплексов погрузки/разгрузки/поиска/комплектовки и доставки на отправку площадь складского комплекса сократилась примерно на 40%. При этом стоимость паллето-места снизилась в несколько раз (а это – одна из важнейших характеристик складского бизнеса).
Комментарии
Отправить комментарий