В Екатеринбурге создали первый в мире роботизированный агрегат «Канатоход» для полевой диагностики состояния ЛЭП


В Екатеринбурге создали первый в мире роботизированный агрегат «Канатоход» для полевой диагностики состояния ЛЭП

Оценка состояния высоковольтных линий электропередачи (ЛЭП), протяженностью в сотни и тысячи километров, многие годы осуществляется их визуальным осмотром энергетиками во время облета ЛЭП на вертолетах. Этому процессу хорошо помогают сигнальные шары-маркеры для дневной маркировки ЛЭП.

В последние несколько лет эту операцию все чаще проводят с помощью дронов, оснащенных видеокамерами. Однако и в первом, и во втором случае речь может идти лишь об оценках (да и то зачастую весьма приблизительных), которые обычно приходится проверять «прямыми осмотрами» и измерениями, проводимыми специалистами во время выездов в «подозрительные места». То есть для объективной диагностики состояния ЛЭП сегодня необходимо проведение двух этапов, требующих суммарно довольно больших затрат технических ресурсов и высококвалифицированного труда. И вот эту «растрату» средств решили исключить (или, по крайней мере, существенно уменьшить) инженеры Уральского федерального университета (УрФУ) в Екатеринбурге, для чего они разработали роботизированный агрегат «Канатоход», который, находясь в контакте с ЛЭП и передвигаясь по ней, осуществляет оперативную (и объективную!) диагностику во всех точках линии электропередачи.



Основными компонентами «Канатохода» являются октокоптер (восьмипропеллерный дрон) и миниплатформа, подвешиваемая к шасси дрона и предназначенная для передвижения по грозозащитному тросу, который находится над проводами ЛЭП. На миниплатформе размещен комплекс контрольно-измерительных приборов и система обработки данных измерений, передающая информацию оператору через радиопередающий модуль. Диагностический агрегат сканирует трассу ЛЭП, наносит ее на топографическую карту, детектирует различные электрические и механические дефекты, записывает результаты измерений и передает их оператору. На «Канатоход» уже получены российский и международный патенты.

Доработкой изобретения до его коммерческого использования занимается созданное для этой цели при УрФУ малое предприятие «Лаборатория будущего». В финансировании проекта «Канатоход» приняли участие Фонд «Сколково» (20 млн руб) и Фонд содействия инновациям (2 млн руб). В эти дни «Канатоход» проходит этап опытной эксплуатации в ОАО «МРСК Урала». Его изобретатели совершенствуют систему, придавая ей функции не только диагностические, но и ремонтные: в ближайшие годы «Канатоход» будет способен самостоятельно ремонтировать выявленные им повреждения, причем один такой роботизированный агрегат можно будет «поставить на обслуживание» не менее 1 тыс. км ЛЭП.

Но даже при нынешней функциональности «Канатоход» уже выходит на международный энергетический рынок: в середине сентября ему предстоит первое зарубежное внедрение, которое будет осуществлено в Государственной энергетической компании Объединенных Арабских Эмиратов - Dubai Electricity and Water Authority (DEWA).

Комментарии

Популярные сообщения