В Екатеринбурге создали первый в мире роботизированный агрегат «Канатоход» для полевой диагностики состояния ЛЭП
Оценка состояния высоковольтных линий электропередачи (ЛЭП),
протяженностью в сотни и тысячи километров, многие годы осуществляется их
визуальным осмотром энергетиками во время облета ЛЭП на вертолетах. Этому
процессу хорошо помогают сигнальные
шары-маркеры для дневной маркировки ЛЭП.
В последние несколько лет эту операцию все чаще проводят с
помощью дронов, оснащенных видеокамерами. Однако и в первом, и во втором случае
речь может идти лишь об оценках (да и то зачастую весьма приблизительных),
которые обычно приходится проверять «прямыми осмотрами» и измерениями,
проводимыми специалистами во время выездов в «подозрительные места». То есть
для объективной диагностики состояния ЛЭП сегодня необходимо проведение двух
этапов, требующих суммарно довольно больших затрат технических ресурсов и
высококвалифицированного труда. И вот эту «растрату» средств решили исключить
(или, по крайней мере, существенно уменьшить) инженеры Уральского федерального
университета (УрФУ) в Екатеринбурге, для чего они разработали роботизированный
агрегат «Канатоход», который, находясь в контакте с ЛЭП и передвигаясь по ней,
осуществляет оперативную (и объективную!) диагностику во всех точках линии
электропередачи.
Основными компонентами «Канатохода» являются октокоптер
(восьмипропеллерный дрон) и миниплатформа, подвешиваемая к шасси дрона и
предназначенная для передвижения по грозозащитному тросу, который находится над
проводами ЛЭП. На миниплатформе размещен комплекс контрольно-измерительных
приборов и система обработки данных измерений, передающая информацию оператору
через радиопередающий модуль. Диагностический агрегат сканирует трассу ЛЭП,
наносит ее на топографическую карту, детектирует различные электрические и механические
дефекты, записывает результаты измерений и передает их оператору. На
«Канатоход» уже получены российский и международный патенты.
Доработкой изобретения до его коммерческого использования
занимается созданное для этой цели при УрФУ малое предприятие «Лаборатория
будущего». В финансировании проекта «Канатоход» приняли участие Фонд «Сколково»
(20 млн руб) и Фонд содействия инновациям (2 млн руб). В эти дни «Канатоход»
проходит этап опытной эксплуатации в ОАО «МРСК Урала». Его изобретатели совершенствуют
систему, придавая ей функции не только диагностические, но и ремонтные: в
ближайшие годы «Канатоход» будет способен самостоятельно ремонтировать
выявленные им повреждения, причем один такой роботизированный агрегат можно
будет «поставить на обслуживание» не менее 1 тыс. км ЛЭП.
Но даже при нынешней функциональности «Канатоход» уже
выходит на международный энергетический рынок: в середине сентября ему
предстоит первое зарубежное внедрение, которое будет осуществлено в
Государственной энергетической компании Объединенных Арабских Эмиратов - Dubai
Electricity and Water Authority (DEWA).
Комментарии
Отправить комментарий